ЧТОБЫ РЕБЕНОК ЗАГОВОРИЛ НУЖНО ЛИШЬ…

«Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери

Чтобы ребенок заговорил нужно лишь вовремя обратиться к логопеду!
Так зачем же нужен логопед?

Ответ на этот вопрос требует детального рассмотрения, постараюсь объяснить как можно понятнее. Следует понимать, что не все люди и не всегда говорят хорошо. Это длительный и сложный процесс, который имеет множество подводных камней. Логопед является неким связующим звеном, которое помогает человеку стать полноценным членом социума, помогает быть услышанным и (что важнее) правильно понятым. С ребенком сложнее – его проблемы с речью тянут за собой трудности в общении со сверстниками и сложности, а порой и даже невозможность, обучения в школе. Ведь далеко не секрет, что трудности в устной речи (в случаях неправильного произношения звуков или их замены) ведут к ошибкам на письме.
Кому нужен логопед?
Многие ошибочно полагают, что помощь логопеда ограничивается исправлением «картавости» или «шепелявости» у детей, однако возможности оказания логопедической помощи гораздо шире, она может быть полезна таким группам людей, как:
-дошкольникам, школьникам и взрослым, которые не произносят или произносят некоторые звуки неправильно;
-людям с ограниченными возможностями здоровья (работа логопеда охватывает людей с такими диагнозами, как «детский церебральный паралич» в связи с трудностями мышечного контроля, а также тугоухость, где отсутствует слуховой контроль за речью, и тд)
-детям с задержкой речевого развития (у любого процесса, и развитие речи не является исключением, есть рамки нормы, которыми оно ограничивается. Задержкой речевого развития может считаться отсутствие фразовой речи к 2 годам, несформированность качественного и количественного словарного запаса, а также отсутствие связной речи к 3 годам. Тут важно отметить. что своевременное (чем раньше. тем лучше) обращение к специалисту поможет ребенку «дойти до нормы»;
-людям с билингвизмом (Многие родители не могут адекватно ответить на вопрос: Когда нужно начать учить ребенка второму языку? А так как у них нет готового ответа на этот вопрос, они начинают экспериментировать, что приводит порой к плачевным результатам – у ребенка снижается уровень его речевых возможностей, ведь чтобы овладеть вторым и более языком, следует для начала хорошенько «разбираться» в первом);
-дошкольники, школьники и взрослые, которые допускают ошибки в устной речи и или на письме (происходят замены букв, их зеркальное написание и т.д)
-людям, чья речь нарушилась в результате инсульта, черепно – мозговой травмы и тд. (речь пойдет о мозге – органе, где все центры располагаются непозволительно близко и дефект, травма одного из них так или иначе затрагивает другие – чаще всего страдает речь. И как результат – распад речевого навыка, человек теряет то, с чем жил всю сознательную жизнь и тут проблема стоит не только логопедическая, но и психологическая)
Когда нужен логопед?
Все люди разные, и, следовательно, подход к каждой проблеме индивидуален. Но не стоит забывать, что своевременное обращение к специалисту может сократить и заметно ускорить процесс оказания логопедической помощи.
При первой встрече, логопед проводит диагностику, где выявляет характер и степень нарушения, а также определяет дальнейший вектор работы.
Как работает логопед?
Для того чтобы ввести звук в речь, требуется масса разнообразного материала, затрагивающая как можно больше анализаторов – зрительный, слуховой, температурный, тактильный. Вдобавок к основным этапам оказания логопедической помощи (подготовительный, постановка звука, введение его в речь, а также дифференциация), проводится артикуляционная и дыхательная гимнастики, массаж и самомассаж, развитие мелкой моторики и тд.
А теперь настало время перейти к практике. Дорогие родители, внимательно прочитайте следующие утверждения, если на большинство из них вы ответили «нет», то вам не стоит «тянуть» с визитом к логопеду!
1. К 1 году ребенок употреблял 3–4 «лепетных» слова (МАМА, ПАПА, БАБА), понимал отдельные слова, соотносил их с конкретными предметами.
2. В год ребенок понимал простые инструкции, сопровождаемые жестами («Где мама?», «Дай ручку», «Нельзя»).
3. К двум годам употреблял предложения из двух-трех слов, понимал и правильно выполнял двухступенчатую инструкцию («Пойди на кухню и принеси чашку»), а также правильно произносил звуки П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г.
4. К 2,5 годам у ребенка сформировалась элементарная фразовая речь (простое предложение из 2 слов - "Дай куклу", "Пойдем гулять").
5. В 3 года ребенок умеет правильно связывать разные слова в предложения. От простой фразы из двух слов он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа. Употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).
6. К пяти годам ребенок полностью усвоил обиходный словарь. Пользуется обобщающими понятиями (одежда, мебель, посуда, овощи и т. д.).
7. К 5-6 годам ребенок выговаривает все звуки.
На сколько можно опоздать к логопеду?
Факт – чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки речи! Не бойтесь обращаться к специалисту, ведь если речь ребенка развивается в норме – логопед обязательно Вас успокоит и даст необходимые рекомендации.
Помните, красивая речь это не только труд и колоссальная работа, но и залог успешного обучения в школе, общения со сверстниками и полноценной социализации! Желаю успеха!





О ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Проблема изучения возрастных особенностей школьников на сегодняшнее время остается самой актуальной не только для педагогов, чтобы грамотно выстраивать свою педагогическую деятельность, но и для родителей. Но невозможно рассматривать вопрос о возрастных и педагогических особенностях детей школьного возраста без освещения проблемы готовности ребенка к школе. Ведь она выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Выражением готовности к школе является ряд новообразований развития, которые начинают "заявлять" о себе в конце дошкольного детства и проявляются в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.


Критерии психологической готовности ребенка к школе


Причины возможных школьных сложностей и неприятностей зачастую скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают пристальное внимание на развитие малыша, особенностям его взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться, не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей не сформированы важные компоненты школьной готовности. Хотелось бы остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе, вы, уважаемые родители, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.


1. Социально-психологическая готовность к школе:

• Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу и проявляет выраженный интерес к получению знаний.

• Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми и участвовать в групповом взаимодействии. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение волевым усилием.


2. Интеллектуальная готовность:

• Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

• Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.

• Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка). Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.


3. Психофизиологическая готовность:

• Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.

• Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.

• Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

В полной мере рассмотрев вопрос готовности ребенка к школе, можно перейти к возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.


Хотелось бы привести ряд рекомендаций для педагога: . Для успешной реализации педагогического взаимодействия стремиться формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска. Для этого шире использовать исследовательские, проблемные методы преподавания, интерактивные формы обучения. . Наладить психологические контакты между педагогами и детьми: проводить совместные коллективные творческие дела (дни творчества, дни здоровья, спортивные состязания). . Формировать межличностные отношения в ученическом коллективе: развивать ученическое самоуправление. . Создавать в педагогическом коллективе психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности: разработать и провести в коллективе тренинги эффективного общения и взаимодействия для педагогов.





Опросы для педагога



Ссылка на опрос для педагогов

Ссылка на опрос для родителей

План работы психолога на 2019-2020
Комплекс мероприятий по профилактике